ruspodplav (ruspodplav) wrote,
ruspodplav
ruspodplav

Categories:

Чья же рубка стоит в Кронштадте? Вопрос, конечно, интересный...

Ограждение боевой рубки подводной лодки проекта 613 установлено на углу улиц Восстания и Флотской в мае 2000 года. На первый взгляд, постановка вопроса о ее принадлежности кажется довольно странной, ведь на рубке большими буквами белой краской выведен тактический номер – С-156 и имеется табличка, рассказывающая о боевом пути подводной лодки «Комсомолец Казахстана».
Рубка подводной лодки С-362 проекта 613 в Кронштадте. Фото: http://wikimapia.org

[Читать дальше (3 фото)]
Но при внимательном изучении вопроса выясняется, что не все так однозначно. Многие ветераны-подводники, служившие на С-156, справедливо указывают, что рубка их подводной лодки имела существенное отличие: в носовой ее части находилась дверь с мостика на волноотбойник, с которого можно было спуститься по металлическому трапу на носовую надстройку. Такой способ выхода на палубу надстройки сохранялся на некоторых лодках 613 проекта до конца их службы. На рубке, установленной в Кронштадте, такой двери нет и аккуратные горизонтальные сварные швы указывают, что ее в этом месте на момент окончания службы лодки не было.

С-156 «Комсомолец Казахстана» проекта 613 в парадном строю на Неве. 1987 год, 7 ноября. Фото: Д. Никитин.

С-156 «Комсомолец Казахстана» проекта 613 в парадной строю на Неве. 1987 год, 7 ноября. Фото: Д. Никитин.

При сравнении детальных фотографий С-156 и памятника в Кронштадте, можно выделить 5 основных отличий, имеемых у С-156:

С-156

1. Наличие двери и металлического трапа в носовой части ограждения рубки.
2. Поручень над волноотбойником по правому борту заметно меньше.
3. Размер всех «окон» под навесом мостика одинаков.
4. Станция измерения скорости звука находится на крыше рубки возле места вахтенного сигнальщика.

Рубка подводной лодки С-362 в Кронштадте

У рубки, установленной в Кронштадте, станция измерения скорости звука находилась позади ограждения рубки (место под № 4), а также имеются грубые сварные швы после заделки некоторых вырезов при подготовке рубки к музеефикации, например, выреза кормового огня в кормовой части рубки (место под № 5). Эти швы явно отличаются от аккуратного шва в носовой части, который выполнялся в период заводского ремонта.

Выяснить, рубка какой именно лодки установлена в Кронштадте, не составило особого труда и не отняло много времени. Для этого, первым делом, потребовалось выяснить, какие лодки проекта 613 закончили свою службу в Кронштадте: С-156, С-161, С-168, С-189, С-195, С-285, С-291, С-361, С-362, С-375. Из них одна – С-189 поднята со дна и в настоящее время находится на плаву в качестве музея у Благовещенской набережной в Санкт-Петербурге.

Перебрав известные фотографии вышеуказанных подводных лодок, удалось по выделенным признакам идентифицировать рубку, установленную в Кронштадте. Это, без сомнения, рубка С-362.

Подводная лодка С-362 проекта 613

Подводная лодка после списания в 1990 году оставалась на плаву в Купеческой гавани, но после 1991 года командование бригады судьбу лодки уже не контролировало и выяснить, когда и где она закончила свой жизненный путь, сейчас довольно трудно. Предположительно, С-362 одной из последних была разделана вместе с другими подводными лодками в Петровском доке силами КМОЛЗ в 1997 году, после чего рубка и была установлена в качестве памятника.

А зачем понадобилось устроителям памятника наносить на рубку номер другой подводной лодки, вопрос, конечно, интересный.
Tags: Кронштадт, С-156 «Комсомолец Казахстана», С-362, подводная лодка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments