?

Log in

No account? Create an account
17 марта 1968 года в японский порт Йокосука без соблюдения мер маскировки зашла американская подводная лодка SSN-579 «Swordfish» класса «Skate». Как было задекларировано американской стороной, для ремонта после навигационного происшествия – столкновения с плавающей льдиной. Но когда эта информация дошла до советских штабов, там ей не поверили. И причиной тому была случившаяся накануне загадочная пропажа новейшей дизельной ракетной подводной лодки К-129…

SSN-579 «Swordfish»

[Читать дальше (4 фото)]
Наиболее часто тиражируемая в отечественных СМИ и не раз озвученная советскими должностными лицами версия говорит о столкновении К-129 с американской SSN-579 «Swordfish». Но при внимательном анализе и сравнении её с другими подобными событиями, вскрывается несколько веских аргументов, свидетельствующих о полной несостоятельности данного предположения.

Во-первых, при прибытии 17 марта 1968 года в японский порт Йокосука, лодка в светлое время суток проходила международным фарватером и была сфотографирована японскими журналистами, фотографии её были опубликованы на следующий день в местных газетах.

SSN-579 «Swordfish»

SSN-579 «Swordfish»

SSN-579 «Swordfish»

Видимые на фотографиях повреждения лишь выдвижных устройств дают все основания полагать, что объект, с которым столкнулась подводная лодка, имел значительно меньшие вес и габариты, чем сама «Swordfish», или столкновение было легким и проходило по касательной. Все известные случаи столкновений подводных лодок, когда участники происшествия оказывались на грани гибели, заканчивались получением сопоставимых по обширности повреждениями. Таковые у «Swordfish» отсутствуют. Но даже сам факт появления поврежденной американской лодки в японском порту опровергает предположение о причастности «Swordfish» к рассматриваемому событию. Из соображений режима секретности, при таких обстоятельствах, наиболее целесообразно производить ремонт в месте базирования подводной лодки, тем более, если место базирования находится ближе других портов и там же располагается развитая сеть судоремонтных предприятий и соответствующих условий для маскировки.

Во-вторых, японский порт Йокосука расположен существенно дальше от точки гибели К-129, чем американская база подводных лодок на Гавайских островах, и поэтому решение направить поврежденную подводную лодку на ремонт в удаленный иностранный порт на другом берегу Тихого океана выглядит, по меньшей мере, очень нелогично. Достаточно измерить по карте расстояние от точки гибели К-129 до острова Оаху и до Японии. Путь, который пришлось бы пройти «Swordfish» в противоположную сторону Тихого океана до порта Йокосука, а затем и обратно в Перл-Харбор, если бы «Swordfish» действительно участвовала в столкновении с К-129, более чем в три раза больше пути от точки гибели К-129 до Перл-Харбора. Комментарии, как говорится, излишни.

Место гибели К-129

Показательными для сравнения являются действия американского командования после реально произошедшего и подтвержденного обеими сторонами столкновения советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 из состава 45 дипл ТОФ под командованием кап. 1 ранга Багдасаряна Б.С., с американской ударной подлодкой SSN-639 «Totog» класса «Sturgeon» у берегов Камчатки 20 июня 1970 года, всего через два года после гибели К-129.

Последовавшие за столкновением шумы, зафиксированные американским акустиком и записанные на магнитофон, были классифицированы как разрушение прочного корпуса советской субмарины, в связи с чем советскую субмарину посчитали погибшей. Всплыв в двухстах милях от советских берегов и установив импровизированную связную антенну взамен поврежденной, командир американской субмарины командор Бьюе Балдерстон (comdr. Bueie G. Balderston) донес о случившемся и был отозван в Перл-Харбор с указаниями войти в порт 1 июля в ночное время без ходовых огней. На пирсе прибывающую подводную лодку встречал командующий подводными силами на Тихом океане, а об инциденте министр обороны США Мелвин Лэйрд (Melvin R. Laird) телеграммой доложили американскому президенту Ричарду Никсону. Лодка была поставлена в док и до тех пор, пока повреждения не были закрыты тентом, экипажу не разрешали покидать отсеки. Как американская, так и советская подводные лодки получили серьезные повреждения, лишь случайность позволила избежать трагических последствий: у К-108 был пробит легкий корпус в районе мортиры правого гребного вала, а сам гребной вал был заклинен. У американской лодки оказались повреждены рубочные горизонтальные рули, сама рубка получила изгиб в 2 градуса с заклиниванием всех выдвижных устройств, причем правый винт К-108 пробил крышку верхнего рубочного люка «Totog» и часть объёма боевой рубки оказалась затопленной.

Таким образом, из сравнения становится очевидно, что если бы «Swordfish» действительно была причастна к столкновению с К-129, как это утверждается, наиболее подходящим местом для ее укрытия и ремонта был бы Перл-Харбор, а не японский порт Йокосука и повреждения были бы более внушительными.

Вполне логичной выглядит та версия, которую озвучивала американская сторона, умалчивая, что «Swordfish» занималась разведкой вблизи советских берегов. Действительно, в марте месяце в Японское море течения и ветры выносят из Охотского моря, Татарского пролива, залива Петра Великого много плавающего льда с которым, по всей видимости, и произошло столкновение. По пути следования в пункт базирования на Гавайских островах «Swordfish» совершила заход в близлежащий порт Йокосука для первичного ремонта, позволившего совершить безопасный переход через Тихий океан. Впрочем, сразу после посещения Йокосуки, «Swordfish» свою операционную зону, в которой она находилась с начала февраля, не покинула, а после ремонта перископа продолжала выполнять задание. В мае месяце она отметилась в другом японском порту - Сасебо, где местные экологи заподозрили ее в сливе радиоактивной воды в акваторию и устроили соответствующий скандал. На что японскому премьеру Эйсаку Сато пришлось заявить, что атомные лодки США больше не будут заходить в японские порты, если их радиационная безопасность не будет обеспечена американскими специалистами. Вернулась к месту постоянного базирования «Swordfish» только лишь 5 сентября, где и оставалась последующие 4 месяца до следующего задания.

Ограждение боевой рубки подводной лодки проекта 613 установлено на углу улиц Восстания и Флотской в мае 2000 года. На первый взгляд, постановка вопроса о ее принадлежности кажется довольно странной, ведь на рубке большими буквами белой краской выведен тактический номер – С-156 и имеется табличка, рассказывающая о боевом пути подводной лодки «Комсомолец Казахстана».
Рубка подводной лодки С-362 проекта 613 в Кронштадте. Фото: http://wikimapia.org

[Читать дальше (3 фото)]
Но при внимательном изучении вопроса выясняется, что не все так однозначно. Многие ветераны-подводники, служившие на С-156, справедливо указывают, что рубка их подводной лодки имела существенное отличие: в носовой ее части находилась дверь с мостика на волноотбойник, с которого можно было спуститься по металлическому трапу на носовую надстройку. Такой способ выхода на палубу надстройки сохранялся на некоторых лодках 613 проекта до конца их службы. На рубке, установленной в Кронштадте, такой двери нет и аккуратные горизонтальные сварные швы указывают, что ее в этом месте на момент окончания службы лодки не было.

С-156 «Комсомолец Казахстана» проекта 613 в парадном строю на Неве. 1987 год, 7 ноября. Фото: Д. Никитин.

С-156 «Комсомолец Казахстана» проекта 613 в парадной строю на Неве. 1987 год, 7 ноября. Фото: Д. Никитин.

При сравнении детальных фотографий С-156 и памятника в Кронштадте, можно выделить 5 основных отличий, имеемых у С-156:

С-156

1. Наличие двери и металлического трапа в носовой части ограждения рубки.
2. Поручень над волноотбойником по правому борту заметно меньше.
3. Размер всех «окон» под навесом мостика одинаков.
4. Станция измерения скорости звука находится на крыше рубки возле места вахтенного сигнальщика.

Рубка подводной лодки С-362 в Кронштадте

У рубки, установленной в Кронштадте, станция измерения скорости звука находилась позади ограждения рубки (место под № 4), а также имеются грубые сварные швы после заделки некоторых вырезов при подготовке рубки к музеефикации, например, выреза кормового огня в кормовой части рубки (место под № 5). Эти швы явно отличаются от аккуратного шва в носовой части, который выполнялся в период заводского ремонта.

Выяснить, рубка какой именно лодки установлена в Кронштадте, не составило особого труда и не отняло много времени. Для этого, первым делом, потребовалось выяснить, какие лодки проекта 613 закончили свою службу в Кронштадте: С-156, С-161, С-168, С-189, С-195, С-285, С-291, С-361, С-362, С-375. Из них одна – С-189 поднята со дна и в настоящее время находится на плаву в качестве музея у Благовещенской набережной в Санкт-Петербурге.

Перебрав известные фотографии вышеуказанных подводных лодок, удалось по выделенным признакам идентифицировать рубку, установленную в Кронштадте. Это, без сомнения, рубка С-362.

Подводная лодка С-362 проекта 613

Подводная лодка после списания в 1990 году оставалась на плаву в Купеческой гавани, но после 1991 года командование бригады судьбу лодки уже не контролировало и выяснить, когда и где она закончила свой жизненный путь, сейчас довольно трудно. Предположительно, С-362 одной из последних была разделана вместе с другими подводными лодками в Петровском доке силами КМОЛЗ в 1997 году, после чего рубка и была установлена в качестве памятника.

А зачем понадобилось устроителям памятника наносить на рубку номер другой подводной лодки, вопрос, конечно, интересный.
24 ноября 2016 года на АО «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3. Подводная лодка зачислена в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Новороссийске.

На большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

[Читать дальше (6 фото)]

Передачей в состав ВМФ этого корабля, предприятие завершило строительство серии из шести подводных лодок для Черноморского флота.

На большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

В торжественном мероприятии приняли участие Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Королёв, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов и генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков.

На большой подводной лодке Б-271 «Колпино» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

Серия подводных лодок для Черноморского флота построена на Адмиралтейских верфях за шесть лет, с августа 2010 по ноябрь 2016 года. Начиная с 2014 года предприятие передавало ВМФ РФ по два корабля ежегодно. Две первые подводные лодки серии – «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» – вошли в состав ВМФ в августе и декабре 2014 года, третья и четвертая – «Старый Оскол» и «Краснодар» - переданы в состав флота в июле и ноябре 2015-го, пятая – «Великий Новгород» – в октябре 2016 года.

В октябре 2016 года АО «Адмиралтейские верфи» приступило к строительству новой серии из шести подводных лодок проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.

28 октября 2016 года в Санкт-Петербурге на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» состоялась торжественная церемония закладки корвета «Дерзкий» - головного корабля проекта 20386.

Закладная табличка головного корвета «Дерзкий» проекта 20386

[Читать дальше (7 фото)]
Проект корабля разработан АО «ЦМКБ «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге под руководством Главного конструктора Захарова И.Г. Корветы проекта 20386 - многоцелевые корабли ближней и дальней океанской зоны, способные успешно уничтожать воздушные, надводные и подводные цели, защищать морские коммуникации и объекты морской экономической деятельности.

Закладка головного корвета «Дерзкий» проекта 20386

Закладка головного корвета «Дерзкий» проекта 20386

Освящение закладной таблички корабля исполнил протоиерей Алексий (Успенский), клирик Храма Рождества Христова у Варшавского вокзала.

Освящение закладной таблички корвета «Дерзкий» проекта 20386

Закладка головного корвета «Дерзкий» проекта 20386

Обратная сторона закладной таблички.

Обратная сторона закладной таблички головного корвета «Дерзкий» проекта 20386

Фотография на память официальных лиц, участвовавших в торжественном мероприятии.

Закладка головного корвета «Дерзкий» проекта 20386

Памятный сувенир о закладке корабля.

Памятный сувенир о заакладке головного корвета «Дерзкий» проекта 20386

Главный строитель корабля - Уляшев А.А.
Главный наблюдающий от ВМФ - начальник отдела боевых надводных кораблей 1 ЦНИИ МО РФ - Сибилев И.А.

Корвет проекта 20386 - это корабль принципиально нового проекта, особенностями которого является сбалансированный состав вооружения, интегрированные информационно-управляющие системы открытой архитектуры, новое радиолокационные средства и роботизированные комплексы, позволившие уменьшить численность экипажа. В основу проекта заложен принцип модульности, заключающийся в оснащении корабля тем составом вооружения, которое будет необходимо для решения поставленных задач в зависимости от обстановки. Благодаря инновационным технологиям, примененным при проектировании корабля, корпусные конструкции корвета выполнены из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов. Новым станет и применение крупногабаритных подпалубных ангаров и закрывающихся лацпортами вырезов в надводной части борта, позволяющих реализовать технологию радиолокационной малозаметности. Инновационные решения применены в энергетической установке, системах жизнеобеспечения, экологической защиты и многих других.

Контракт Н/1/1/0201/ГК-14-ДГОЗ на выполнение опытно-конструкторской работы «Проект 20386» между Министерством обороны и АО «ЦМКБ «Алмаз» был подписан 17 апреля 2014 года. В ходе выполнения опытно-конструкторских работ были разработаны и поставлены на доработку применительно к проекту 20386 следующие комплексы и системы:
- многофункциональный радиолокационный комплекс с фазированными антенными решетками «Заслон» (разработчик АО «НТЦ «Заслон»);
- гидроакустический комплекс «Минотавр-ИСПН-М» с подкильной антенной на базе МГК-335-ЭМ-03 (разработчик АО «Концерн «Океанприбор»);
- автоматизированный комплекс навигации и гидростабилизации типа «Чардаш» (разработчик ОАО «ЦНИИ «Дельфин»);
- интегрированный комплекс внутрикорабельной связи и аппаратура безбатарейной телефонной связи (разработчик ЗАО «Аврора-Сервис»);
- комплекс постановки помех КТ-216-06.04-СМ01 (разработчик ОАО «Конструкторское бюро машиностроения»);
- система совместного безопасного применения оружия «Блокировка» (разработчик АО «НПФ «Меридиан»);
- гиростабилизированная оптико-электронная система обнаружения и автосопровождения целей «Сфера-05» (разработчик АО «НПО «Карат»);
- навигационная радиолокационная станция МР-231-3 (разработчик ОАО «Горизонт»);
- боевая информационно управляющая система «Сигма-20380» в части реализации функций изделий «Трасса-НК» и «Трасса-КП» (разработчик ФНПЦ «НПО «Марс»);
Кроме того, заключены соглашения на:
- разработку технического проекта редукторов и межредукторной передачи для газотурбинной ГЭУ с частиным электродвижением (разработчик ОАО «Звезда»);
- разработку технического проекта газотурбинных двигателей М90ФР в капоте для газотурбинной ГЭУ с частичным электродвижением (разработчик ПАО «НПО «Сатурн»).
- разработку перечня средств палубного обслуживания и другого оборудования, необходимого для постоянного базирования вертолетов типа Ка-27 и Ка-29 в подпалубном ангаре (разработчик ОАО «Камов»).

Главная энергетическая установка представляет из себя комбинированную газотурбинную установку с частичным электродвижением в составе: два газотурбинных двигателя М90ФР мощностью 27500 л.с., два электродвигателя мощностью 2200 л.с. и редукторный агрегат 6РП.

Согласно планов, ВМФ получит головной корабль в 2021 году, а всего в серии планируется иметь не менее 10 кораблей. Как ожидается, стоимость головного заказа превысит 20 млрд. рублей.

Основные тактико-технические характеристики:
Водоизмещение - 3400 тонн.
Длина - 109 метров.
Ширина - 13 метров.
Скорость - 30 узлов.
Дальность плавания - 5000 миль.
Экипаж - 80 человек.
Вооружение (планируемый состав):
1х1 - 100-мм универсальная артиллерийская установка А-190-01 с башней, выполненной по технологии «Stealth».
2х6 - 30-мм автомата типа АК-630М.
2х8 - вертикальных пусковых установок ЗРК типа «Редут».
2х4 - пусковых установок ПКР «Уран» и (или) универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С-14 «Калибр-НК» с подпалубными или контейнерными установками.
2х4 - пусковых установок комплекса противолодочной защиты «Пакет-НК».

Предполагаемый внешний облик корабля:

Предполагаемый внешний вид корвета проекта 20386

За все время в составе флота наименование «Дерзкий» носили четыре корабля:
1. 22-пушечный парусный корвет Балтийского флота, купленный в Испании в 1806 году, участник войны с Францией 1804 - 1807 годов. После 27 сентября 1809 года в числе прочих судов был продан французскому правительству.
2. Эскадренный миноносец типа «Новик» постройки завода «Наваль», вошедший в состав 1-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота 14 октября 1914 года и закончивший свою службу в составе Русской эскадры в Бизерте, 29 октября 1924 года после признания Францией СССР.
3. Эскадренный миноносец типа «Town», быв. американский DD–134 «Crowninshield» постройки 1919 года, 16 июля 1944 года был передан СССР во временное пользование в счет репараций с Италии из состава Королевских ВМС Великобритании, в которых имел наименование HMS «Chelsea». Вошел в состав Северного флота. После окончания войны, 23 июня 1949 года корабль вернулся в Великобританию.
4. Эскадренный миноносец проекта 57-бис постройки судостроительного завода им. Жданова в гор. Ленинграде. Вступил в строй 30 декабря 1961 года и вошел в состав Северного флота. 19 апреля 1990 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ.


26 октября 2016 года на АО «Адмиралтейские верфи» состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3. Подводная лодка зачислена в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием в Новороссийске.

Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3

[Читать дальше (10 фото)]

Б-268 «Великий Новгород» - это пятая в серии подводных лодок проекта 636.3, строительство которых продолжается на АО «Адмиралтейские верфи».

Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3

На большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

Командует подводной лодкой недавно назначенный на эту должность капитан 3 ранга Сергей Валентинович Рябищенко.

Командир Б-268 «Великий Новгород» капитан 3 ранга Сергей Рябищенко

Командир Б-268 «Великий Новгород» капитан 3 ранга Сергей Рябищенко

На большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

На большой подводной лодке Б-268 «Великий Новгород» проекта 636.3 поднят Андреевский флаг

14 сентября 2016 года, после непродолжительного нахождения в полигонах Финского залива, головное судно проекта 23120 «Эльбрус» вернулось к достроечной набережной ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Выйдя в море поздним вечером 7 сентября, судно выполнило задачи первого этапа ходовых испытаний, в ходе которого проверялись в работе главные механизмы судна, ходовые и маневренные элементы, системы связи и навигации.

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120. Фото: А. Акентьева.
[Читать дальше (4 фото)]

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120

По какой-то причине две последних буквы названия и порта приписки оказались закрашены.
Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120

Проект 23120 разработан Санкт-Петербургским конструкторским бюро ЗАО «Спецсудопроект» под руководством главного конструктора Анатолия Петрова и относятся к классу Российского морского регистра судоходства КМ Arc4 [1] АUT 1 DYNPOS-2 BWM (E-S) Supply vessel с ледовым классом ARC4. Фактически судно является военным вариантом типовых морских судов снабжения и обеспечения для морской нефтегазодобычи. Судно проекта 23120 предназначено для погрузки, хранения, транспортировки и передачи сухих грузов на берег, надводные корабли, подводные лодки и суда, а также для буксирного обеспечения и оказания помощи терпящим бедствие.

Полное водоизмещение судна при осадке 8,5 м составляет около 9000 т, дедвейт судна при осадке 8,5 м - около 3600 т. Главные размерения: длина - 90,0 м, ширина - 22,0 м, наибольшая осадка - 8,65 м. Спецификационная скорость судна в полном грузу при максимальной осадке и волнении до трех баллов составляет не менее 18 уз. Мощность главных дизель–генераторов 15 000 кВт, в качестве движителя использованы поворотные колонки типа «Азипод». Автономность по запасам составляет 60 суток и дальность плавания 5000 миль. Предусмотрено размещение экипажа из 27 человек экипажа, но во время транспортных или спасательных операций помещения судна позволяют разместить до 43 человек. Предусмотрено крепление на палубе стандартных морских контейнеров: 40 двадцатифутовых или 20 сорокафутовых.

Контракт на строительство серии из трех судов стоимостью 11,715 млрд. рублей был подписан Министерством обороны России 29 июня 2012 года. В соответствии с ним первое судно должно было быть сдано заказчику к 25 ноября 2014 года для Северного флота, второе – к 25 ноября 2015 года для Черноморского флота, третье – к 25 ноября 2016 года для Тихоокеанского флота, однако в 2013 году сроки исполнения контракта были перенесены на более поздние сроки.
10 сентября 2016 года большая подводная лодка HQ-187 «Bà Rịa–Vũng Tàu» проекта 636.1 вышла в Финский залив для продолжения программы ходовых испытаний.

HQ-187 «Bà Rịa–Vũng Tàu» проекта 636.1

[Читать дальше (2 фото)]
Это шестая из шести подводных лодок данного проекта, заказанных Вьетнамом. HQ-187 «Bà Rịa–Vũng Tàu» была заложена 28 мая 2014 года, а ее передача заказчику ожидается в 2016 году.

HQ-187 «Bà Rịa–Vũng Tàu» проекта 636.1

HQ-187 «Bà Rịa–Vũng Tàu» проекта 636.1
31 августа 2016 года головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» завершил испытание авиационного комплекса в акватории Финского залива и 2 сентября вернулся на сдаточную базу в Балтийск, где началась подготовка корабля к очередному выходу в море.
В период нахождения корабля на якорной стоянке группе журналистов благодаря активному содействию пресс-службы завода и пресс-службы Балтийского флота удалось побывать на его борту и сделать подробный фоторепортаж о новом корабле.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

[Читать дальше (39 фото)]

Корабль заложен 23 декабря 2004 года в городе Калининграде на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» под заводским номером 01301.

Вид на полубак и носовую надстройку.

Проект разработан в традиционном проектанте больших десантных кораблей – ОАО «Невское Проектно-Конструкторское бюро» в Санкт-Петербурге в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор Виглин А.О, а главным конструктором проекта является Суворов В.Н. Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье, а также для переброски морем грузов в ближней и дальней океанской зоне и участия в миротворческих операциях.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

БДК способен реализовать следующие способы высадки техники: непосредственно на необорудованный берег с помощью носового высадочного устройства или на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель или с помощью транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка, расположенная между пятиярусной носовой и четырёхъярусной кормовой надстройками, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стенку или на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом корабля. Новшеством является новый неконтактный способ, который предполагает использование инженерных понтонов, на подобии тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Корабль двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, двумя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в котором размещается подвижная боевая техника. Корпус и надстройка стальные. Поскольку корабль рассчитан на длительное патрулирование с десантом на борту, комфортному размещению десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными койками, спортивный зал, удобные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева двигателей техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена специальная система вентиляции. В кормовой надстройке предусмотрен ангар на 1 вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, то возможно базирование двух вертолетов, но при этом использование второго при нахождении первого в воздухе будет затруднено.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

В процессе достройки корабля проект 3 раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В итоге, по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2«Дуэт» и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка». Такой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ «Жало» и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

«Иван Грен» способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля составляет до 1500 тонн.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага, обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.

18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей, но после закладки второго корабля, получившего название «Петр Моргунов», серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.

25 июня 2016 года БДК «Иван Грен» впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса. По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа, прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194 в первый же день совершил 24 посадки на палубу.

В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер «Швед» с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь. Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъёмного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.

2 сентября корабль прибыл в Калининград для устранения выявленных замечаний. Но, к сожалению, ожидаемого в этом году ввода корабля в состав ВМФ может не состояться. Замеры уровней физических полей показали, что токи, создаваемые в размагничивающих обмотках, не обеспечивают заявленных в техническом задании величин электромагнитного поля. Тому виной ошибочный выбор марки и сечения токоведущих кабелей. Для их замены потребуется постановка корабля в сухой док и проведение сложных корпусных работ.

Тактико-технические характеристики корабля.
Водоизмещение полное – 6000 тонн.
Главные размерения (макс. длина х ширина х осадка) – 120х16,5х5,0 метров.
Скорость полного хода без груза – 18 узлов.
Дальность плавания скоростью 16 узлов – 3500 миль.
Экипаж – 100 человек.
Автономность – 30 суток.
РЛС – МР-352 «Подитив».

Кормовая аппарель.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Над приваренными буквами наименованием корабля проложен кабель-проводник устройства снятия с мели.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид на носовую надстройку и ходовой мостик.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Якорное устройство.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Дуэт», изготавливаемая «АК «Туламашзавод». На баке с правого борта видна площадка, на которую по первоначальному проекту планировалось установить пусковую установку А-215 «Град-М».

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид на носовую надстройку и антенные посты.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Ходовой мостик. В центре – место вахтенного рулевого.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Левая часть мостика. Оптико-электронный блок УВ-450 системы внешнего наблюдения и целеуказания. Регулировка изображения и наведение визира осуществляется с помощью джойстика.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид с ходового мостика на бак корабля и носовую артиллерийскую установку.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Установка 120-мм комплекса выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» и корабельный прожектор.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид на правое крыло мостика.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид на шкафут левого борта, выход на крыло мостика.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Интерьер столовой личного состава.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид на носовую надстройку с крыши вертолетного ангара.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид на вертолетную площадку и кормовую надстройку. Кормовая надстройка сформирована вокруг вертолетного ангара, в ней расположены медицинский блок, воздуховоды и газоходы машинного отделения, подбашенные отделения кормовых артиллерийских установок и пост управления полетами.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вертолетный ангар. На борту корабль нес макет вертолета, но размеры ангара позволяют помещать в ангар 2 вертолета типа Ка-29 или 1 типа Ка-52.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вертолетный ангар, вид в нос. Ангар имеет подъемный трап-сходню для перемещения техники с нижних палуб на верхнюю, а также две двери роллетного типа в нос и корму, что позволяет перемещать технику как на вертолетную площадку, так и на верхнюю палубу между надстройками.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М». Позади видна 30-мм артиллерийская установка АК-630М левого борта.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М» правого борта.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Датчик измерителя нижней границы облаков, установленный на крыше вертолетного ангара.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Артиллерийская установка АК-630М правого борта.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Оптико-электронный визир системы управления стрельбой АК-630М правого борта.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вид на шканцы и вертолетную площадку.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Правое машинное отделение. Главный дизель 10Д49 производства ОАО «Коломенский завод».

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Вспомогательные дизель-генераторы АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С производства «Уральского дизель-моторного завода».

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Местный пульт управления работающего вспомогательного дизель-генератора.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Холодильная машина системы охлаждения судового оборудования.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Спуск на воду катера БЛ-680Р.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Заводской специалист управляет кран-балкой с помощью переносного пульта управления.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711


Кран фирмы Sormec M500/SA с жесткой стрелой грузоподъемностью 15 тонн в походном положении.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

15 августа 2016 года головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

[Читать дальше (6 фото)]
В соответствии с программой испытаний, первоначально планировался заход корабля в Кронштадт, но по прибытию в Финский залив, по решению руководства завода АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», заход был отменен и корабль остался в точке якорной стоянки № 5А дожидаться прибытия вертолета.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711

По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа. Прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194, в первый же день испытаний совершил 24 посадки на палубу.
По завершению испытаний авиационного комплекса корабль убудет обратно в Балтийск.

24 июля 2016 года в акваторию Невы зашли корабли Балтийского флота для подготовки к военно-морскому параду в честь Дня ВМФ.

Фрегат «Адмирал Эссен» проекта 1135.6 в Морском канале

[Читать дальше (7 фото)]
Первым по Морскому каналу прошел фрегат «Адмирал Эссен» проекта 1135.6, прибывший в Санкт-Петербург из Балтийска. Накануне ночью корабль в 05:40 встал в точке якорной стоянки для ожидания проводки, а в 08:24 начал движение к Благовещенской набережной, проследовав до Золотых ворот Морского канала без помощи буксиров. Корабль впервые привлекается для участия в военно-морском параде.

Фрегат «Адмирал Эссен» проекта 1135.6 проходит судопропускное сооружение С-1. Фото: А. Акентьева.
Фрегат «Адмирал Эссен» проекта 1135.6 проходит судопропускное сооружение С-1. Фото: А. Акентьева.

Вслед за «Адмиралом Эссеном» так же своим ходом проследовал корвет «Бойкий» проекта 20380, прибывший из Балтийска в Кронштадт еще утром 21 августа.

Корвет «Бойкий» проекта 20380 в Морском канале

Несколько позже к Английской набережной Корабельным фарватером проследовали базовый тральщик БТ-115 проекта 12650 и рейдовый тральщик РТ-57 проекта 10750 в обеспечении буксира РБ-98. Все корабли и обеспечивающие их суда закончили швартовку к причалам ниже Благовещенского моста к 14:00. Ближайшей ночью корабли под разведенными мостами были поставлены на свои места к якорным бочкам.

25 июля из Кронштадта под буксирами в акваторию Невы прибыли малый противолодочный корабль МПК-205 «Казанец» проекта 1331м и большая подводная лодка Б-265 «Краснодар» проекта 636.3.

МПК-205 «Казанец» проекта 1331м в Морском канале

МПК-205 «Казанец» проекта 1331м в Морском канале

Б-265 «Краснодар» проекта 636.3 в Морском канале

Б-265 «Краснодар» проекта 636.3 в Морском канале

Б-265 «Краснодар» проекта 636.3 в Морском канале

Всего в военно-морском параде, посвященном Дню ВМФ, который пройдет 31 июля в акватории Невы, будет задействовано 16 кораблей и судов Балтийского флота.

Помимо уже прибывших кораблей, в течение ближайших суток в акваторию Невы войдут малый противолодочный корабль МПК-192 «Уренгой» проекта 1331м, ракетный катер «Димитровоград» проекта 12411 и десантный катер «Денис Давыдов» проекта 21280.

Репетиции парада пройдут 27 и 28 июля в вечернее время, а генеральная репетиция – 29 июля. В Санкт-Петербург для участие в праздновании Дня ВМФ ожидается прибытие первых лиц государства.

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com